Эссе для Республиканского конкурса «Учитель года — 2016»

Я – учитель.

Я – учитель. Я – учитель… Я – учитель? Я – учитель!

…Шелест накрахмаленного белого фартука, кожаный зелѐный портфель с рисунком щенка, запах роз, за которыми мама отстояла многочасовую очередь, папа, пытающийся заснять на новенький «Зенит» первые часы моей школьной жизни. Прошло тридцать лет, а мне кажется, что я и сейчас слышу тот сентябрьский дождь, приветственные слова директора, дрожащий от волнения голос учительницы, встречающей свой самый первый класс. Придя домой, я усадила всех своих кукол и мишек-зайчиков, положила перед ними листочки и карандаши и, стараясь подражать учительнице, строго попросила их написать знакомые слова. Пожалуй, именно в тот момент я и поняла, что хочу быть похожей на свою первую учительницу Галину Николаевну, то есть быть строгой и в то же время ласковой, знающей массу удивительных вещей и не стесняющейся спросить что-то у своих учеников, умеющей превратить скучные орфограммы в увлекательную сказку. Когда через много лет мы с ней вновь встретились, она подарила мне мой рисунок, сделанный первого сентября и где буква «Р» в словах «мир» и «труд» смотрит в другую сторону. У меня перехватило дыхание: ведь моя дочь точно так же путала написание этой буквы, а ещѐ я была поражена тем, что эта женщина, ставшая к тому времени матушкой, все эти годы хранила мой (наверняка, и ещѐ чей-нибудь) рисунок, не зная, встретит ли она меня когда-нибудь. В этом и состоит одно из предназначений учителя – хранить связь времѐн, доказывая, что всѐ в нашей жизни имеет значение: и детский рисунок, и случайная встреча, и небрежно сказанное слово.

Больно и тяжело осознавать, что «имидж» учителя (как это модно сейчас говорить) искажѐн, а подчас и извращѐн шокирующими видео с UTUBE, собирающими, как это ни странно, лайки и комменты, кассовыми фильмами, вроде «Школа» и «Училка». Может, уже и нет таких учителей, как интеллигентный и эрудированный Илья Семѐнович из «Доживѐм до понедельника», нестандартная Марина Максимовна из «Ключ без права передачи», ценящая превыше всего гармонию Антонина Сергеевна из «Расписание на послезавтра»? Нет? Есть!!! Только теперь у них в руках не указка, а стилус, новую лексику они вводят не с помощью чѐрно-белых картинок, а в виде анимированных презентаций, с учениками они общаются не через дневник, а через социальные сети. Это, пожалуй, и есть миссия учителя: несмотря на тернии времени, идеологии, новомодные тенденции, стремиться сделать из каждого ребѐнка звезду — уникальную, свободную, яркую.

Но всѐ же следует признать, что с каждым годом «сеять разумное, доброе, вечное» становится всѐ труднее. Сегодняшний ученик, вооружѐнный всевозможными гаджетами, не испытывающий недостатка в средствах развлечения, имеющий возможность общаться и путешествовать реально или виртуально в любую точку планеты, очень часто просто не способен испытывать радость от открытия новых знаний. Ведь познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Процесс познавательной деятельности требует значительных затрат умственных сил и напряжения, что удается далеко не каждому. Наш мозг устроен так, что мы начинаем думать, лишь столкнувшись с трудностью. В педагогике именно проблемная ситуация представляет собой это интеллектуальное затруднение ученика, мешающее ему в немедленном решении познавательной или практической задачи и требующее поиска новых знаний или новых способов действий, позволяющих снять возникшее затруднение. Я апробировала известные приѐмы создания проблемных ситуаций, такие как «Ассоциативный ряд», «Подводящий диалог» и другие, а затем постаралась разработать свои приѐмы, направленные на создание проблемных ситуаций, развивающих познавательные ууд. Особенно эффективными, а вместе с тем трудными, я считаю «Неиспорченный телефон», «Рыбак рыбака видит издалека», «Сам себе режиссѐр». Создание проблемных ситуаций на уроках английского языка может достигаться с помощью различных приемов, но все они направлены на то, чтобы поставить учеников перед необходимостью активно включаться в решение учебных проблем и тем самым эффективнее усваивать новые знания, формировать умения и применять их на практике.

Ещѐ одна отличительная черта современного ученика — это потребность в мотивации для выполнения любой деятельности: будь то изучение новых слов или аккуратное ведение тетрадей. Вопрос «зачем?» является «топовым», в отличие от «кто?», «где?» и «когда?». Моим любимым мотивирующим приѐмом является создание ситуации успеха. Вот уже много лет, начиная первый урок у второклассников, я захожу и сразу начинаю говорить по-английски. Реакция у детей разная: кто-то заворожено слушает, кто-то начинает переглядываться и перемигиваться, мол, что-то не то с этой новой учительницей, а кто-то просто растерян, не понимая, что вообще происходит. Вдруг, резко обрывая английскую речь, я начинаю спрашивать их, понравилось ли им звучание, хотят ли они так же научиться говорить. Ответ всегда один: да! «А знаете ли вы какие- нибудь слова на английском языке?» — продолжаю я. Подавляющее большинство мотает головой. Тогда я прошу их «поработать» переводчиками и перевести слова: doctor, football, guitar и т.д. В результате выясняется, что ребята знают уже добрых два десятка слов. Со своего первого урока английского языка они уходят, переполненные чувством радости и гордости от своих знаний и с уверенностью, что на следующем уроке просто необходимо запомнить побольше слов из этого языка.

Введение новых стандартов в процесс обучения я бы охарактеризовала одной фразой: «Больше жизни!». Безусловно, нужно знать, что «London is the capital of Great Britain», но ещѐ более жизненно необходимо уметь написать резюме, забронировать место в отеле, попросить нужное лекарство в аптеке, а иногда просто позвать на помощь. Чтобы развить все эти коммуникативные компетенции, мы с учащимися смотрим фильмы без перевода, составляем синквейны, драматизируем диалоги, пишем письма зарубежным сверстникам и т.д. Благодаря введению чѐткого понятия «предметных результатов», это огромное поле деятельности учителя (к которому напрашивается слово «непаханое») превращается в широкую дорогу, ведущую к формированию Личности.

Моя профессиональная мечта – чтобы все мои ученики были здоровыми, добрыми и терпимыми. Чтобы про свою работу они всегда могли бы сказать: «It’s my cup of tea». А что касается моей чашки чая, то напиток этот зачастую очень крепкий, даже бывает горьковатым на вкус, но зато он дарит несравнимое послевкусие и бодрость!

4

Добавить комментарий

Войти с помощью: